Одной из главных отличительных черт народов, кроме языка и вероисповедания, является этническая одежда. Веками она вбирала в себя их чувства, веру и надежды. Возникшая как защита от непогоды, она эволюционировала в отдельный пласт культурного наследия. С ее помощью можно было понять социальный статус владельца или его намерения. Этнический орнамент на одежде имел особый, чаще мистический, смысл. Он мог защитить от злых духов или привлечь счастье и достаток. Сочетания узоров, цвета и украшений создало единственный и неповторимый стиль для каждой народности. Каждый этнос формировался многие столетия и как следствие, мы можем наблюдать индивидуальность и отточенность всех элементов в их одежде.
«Этнический стиль в одежде, это стиль, в котором элементы наряда воспроизводят черты национального костюма определенного этноса»
В удаленных и труднодоступных уголках нашей планеты ещё можно встретить народы с преобладанием этнической (национальной) одежды в постоянном обиходе. Большое количество этносов и народностей подарило нам огромное разнообразие, как в мужской, так и в женской одежде. Одним она дает тактическое преимущество или способность быть незамеченным. Для других, это способ обозначить свой социальный статус или метод общения с богами и духами.
Элементы национальной одежды могут применяться для тактического преимущество или как способ обозначить свой социальный статус.
Народности и племена попавшие под влияние других доминантных культур, часто перенимали отдельные элементы гардероба и использовали в последствии как неотъемлемый элемент своего национального костюма. Такие примеры ярко выражены в женской одежде индейского народа Аймара, проживающих на западе Боливии. Их шляпы Дерби пришли к ним с железнодорожниками из Британии в нач. ХХ века.
«Исследования показывают, что около 10 – 12 тыс лет назад люди начали использовать символы и узоры для эстетического запечатления собственной деятельности»
Большинство народов наносили орнамент на украшения и одежду, а некоторые и на собственные тела методом татуажа или окрашиванием натуральными красками. Часто узоры описывали окружающий мир или природные явления. На одежде и украшениях могли изображать богов или элементы окружающего мира, для восхваления и защиты. Также узоры могли описывать какое-либо историческое событие.
Расположение, цвет и характер орнамента, все имело значение. Это был язык символов для общения с окружающим миром, как ваша страничка на facebook. Например, он мог указывать на принадлежность юноши к половозрелым мужчинам или наноситься для устрашения противника. Метод нанесения орнамента достаточно разнообразен. Это могла быть вышивка бисером, тиснение на коже или рисунок на полотне ткани, который формировался еще при ее изготовлении. Этнический орнамент присутствовал не только на одежде, а мог наноситься на домашнюю утварь, оружие или украшать жилища.
Но с приходом прогресса и ассимиляции этносов, национальная одежда понемногу начала терять свою повсеместность и значимость. Теперь все чаще, это праздничные или ритуальные наряды и не каждый современник сможет объяснить сакральное содержание узоров на фартуке своей прабабушки или расшифровать этнической орнамент на украшениях.
Прогресс до прогресса
У творцов национального костюма не было производства и обеспечить всех одеждой на все случаи жизни было сложно. На помощь пришла рационализация и вечный поиск гармонии. Одежда должна быть не просто красивой и яркой, но и удобной. Она может спасти от жары или уберечь от холода. Доступность натуральных материалов и их универсальные свойства диктовали свою этническую оригинальность.
Одежда должна быть не просто красивой и яркой, но и удобной
А местные мастера и художники, используя традиционную палитру красок, придавали одежде осмысленную и законченную форму во всех композициях наряда. Шли века, цивилизации обретали свое могущество и исчезали. Но несмотря на вселенскую быстротечность материи, мы все ещё можем наблюдать огромное количество этнических мотивов даже среди современной моды.
Все новое – это хорошо забытое старое
Современная мода никогда не стояла на месте. Попытки дизайнеров одежды, часто напоминают соревнования: «кто ярче, удивительнее и необычнее».. Но возвращение к истокам обыгрывали не единицы из них. В 1911 году, впечатлённый балетной постановкой «Шахерезада» модельер Поль Пуаре создает коллекцию одежды в этническом стиле. В 20-х годах Коко Шанель начинает продажи одежды с использованием славянских орнаментов. В конце 60-х Ив Сен-Лоран представил коллекцию с африканскими мотивами. В ХХI веке к ним присоеденились Кристиан Диор, Кензо, Роберто Кавалли и многие другие. Никто не остался равнодушным к этническому разнообразию покроя и ярких красок. Свобода и легкость этники, как нельзя кстати, разбавила прямые линии и строгость покроя мужской и женской одежды времен индустриализации и научного прогресса.
Среди этнических стилей, выделяют семь основных:
- Египетский;
- Греческий;
- Индейский;
- Африканский;
- Индийский;
- Славянский;
- Японский.
Каждый из них несет в себе узнаваемый мотив. Широкие браслеты и большие серьги африканского стиля. Асимметрия в крое и орнамент пейсли индийского платья. Все это входит в моду, как в первозданном, так и в измененном виде.
Каждому – свое
За окном гудят многополосные шоссе, вездесущий интернет перемещает миллионы страниц текста и фотографий за секунды прямо сквозь ваше тело, а за весь день вы можете и не увидеть горизонта. Именно после подобных наблюдений хочется сменить если не место жительства, то хоть преобразиться внешне. И как раз в этом вам может помочь одежда в этно стиле. Она всегда раскрасит серые будни яркими красками, подарит ощущение индивидуальности и сблизит вас с мудрость предков.